Шалаболинская писаница - обрывистый берег реки Туба на Юге Красноярского края. Берег направлен в южную сторону, как будто специально предназначен для того, чтобы на каменных плитах что-нибудь нарисовали. И этим воспользовались древние творческие личности. Здесь на разных высотах от 2,5 до 150 метров найдены около 500 плоскостей с наскальными рисунками - петроглифами. Просто удивительно, как на такой высоте люди смогли нанести свои рисунки.
Этот утёс находится в 8 километрах от с. Шалаболино, отсюда Шалаболинская писаница. Этот памятник наскальной живописи был обнаружен исследователями в конце XIX века.
Петроглифы нанесены на камень разнообразными способами - выбивкой, охрой, с помощью гравировки. Большая часть рисунков относят к Окуневской культуре (II тыс. до н. э.). Протяженность писаницы - 2,5 километра.
Шалаболинская писаница любопытна тем, что над нею работали в разные эпохи разные народности.
В 1910 году исследователь А. В. Адрианов дает отчет: "В начале августа я передвинулся в Минусинский уезд на реку Тубу к так называемой Шалаболинской писанице, уже известной в литературе. Писаница эта находится на отвесно спускающемся утесе правого берега р. Тубы, против села Тесинского между логами деревни Ильинки и р. Шуши. Протяжение утеса с этой писаницей почти 2 версты (2080 шагов). Это одна из огромнейших по протяжению писаниц, какие я только знаю. В настоящее время на протяжении писаницы встречаются длинные перерывы, которые объясняются производящейся здесь в последние годы массовой ломкой камня.
Эта писаница, совершенно неправильно названная Шалаболинской (по с. Шалаболину, стоящему на р. Шуше верстах в 7, совсем в стороне), и которую правильнее назвать Тесинской, любопытна тем, что над нею работали в разные эпохи разные народности. Здесь я нашел одну монгольскую строчку в 46 см длиной, как бисером написанную черной краской. Нашел несколько (4) строк китайских иероглифов черной краской, три строки вырезанной рунической надписи из 36 знаков, 7 фигурных писаниц красною краской и, наконец, фигуры писаницы, сделанные путём оббивки и вырезки по камню. В этих последних я насчитал 616 фигур, из которых более 400 зарисованы мною, куда вошли все недоступные для эстампирования (так как находятся на отвесно стоящих стенах утеса на высоте 3—5 сажен). С доступных же писаниц сделано 81 эстампаж и 23 фотографии.
Подавляющее большинство фигур — лоси, большею частью превосходно, мастерски сделанные. Есть тут и олени, коровы, немало лодок (всегда с большим числом людей), иногда оснащенных, есть медведи, козы, бараны, рыбы, птицы и т.д., и только человеку и коню во всех этих начертаниях отведено сравнительно скромное место, Да и изображались они не искусно.
Что касается лосей, оленей, то они изображены в различных позах, группами, иногда удивительно художественно. Очевидно, древний художник знал до тонкости нравы столь близких ему животных. Некоторые группы животных так хорошо и отчетливо сделаны, что ими и теперь постоянно любуются из года в год проплывающие на плотах крестьяне и поражаются массой вложенного в это дело труда."