Поиски внеземных цивилизаций

Сотни лет человечество обращало свои взоры в ночное небо, где сияло невообразимое количество звёзд. Глядя на эту красоту, человек думал о том, что где-то есть такая же жизнь, как на Земле.

Поиски внеземных цивилизаций

Шло время, развивалась наука, создавались всё более мощные телескопы, создавались новые методы исследований, развивалась космонавтика. 4 октября 1957 года в Советском Союзе запущен первый искусственный спутник Земли. Вскоре началась эра космонавтики.

И если сегодня мы мечтаем о космических путешествиях и колонизации неизвестных планет, то может быть, мы всё-таки не одиноки во Вселенной? И где-то в сотнях световых лет есть и другие цивилизации, которые уже научились путешествовать и ищут нас?

Наметилось два пути установить контакт с внеземными цивилизациями.

Первый путь - дать о себе знать с помощью отправки космических аппаратов и сообщений в далёкий Космос (METI).

Второй путь - найти и расшифровать сигналы искусственного происхождения из Космоса (SETI)

METI — Послания внеземному разуму

Первое официальное сообщение внеземным цивилизациям было отправлено 19 ноября 1962 году из Центра Дальней Космической Связи неподалёку от Евпатории. Послание состояло из трёх слов: «Мир, Ленин, СССР», отправленных азбукой Морзе. Длина волны составляла 39 см. Сейчас это самое старое сообщение, по расчётам учёных, движется в сторону звезды HD 131336 в созвездии Весов, и достигнет его примерно через 750 лет.

Следующее межгалактическое послание было отправлено спустя 12 лет, 16 ноября 1974 года из обсерватории Аресибо (Пуэрто-Рико). Сообщение с длиной волны 12,6 см было направлено в сторону звёздного скопления в созвездии Геркулеса, находящегося на расстоянии около 25 000 световых лет от Земли. Оно длилось 169 секунд и содержало следующую информацию в матричном представлении:

• Числа от одного до десяти в двоичной системе.
  • Атомные числа водорода, углерода, азота, кислорода и фосфора.
  • Молекулярные формулы дезоксирибозы, фосфата и азотистых оснований — нуклеотидов ДНК.
  • Количество пар нуклеотидов в геноме человека — число 4 294 441 822.
  • Информация о среднем росте человека (176,4 см) и популяции (4,2 млрд. на момент отправки).
  • Информация о количестве планет в Солнечной системе (Солнце и 9 планет), а также адресе отправки — 3-я планета, Земля.
  • Диаметр передающей антенны.

Сообщение достигнет адресата через 25 000 лет.

Следующие осознанные радиосообщения были отправлены спустя 25 лет, в 1999 году, из уже знакомого нам Центра Дальней Космической Связи в Евпатории. Это были целые серии сообщений (т.н. Cosmic Call), направленные к разным звёздам, на которых потенциально могла быть жизнь по тем или иным признакам. Структура сообщений было подобна сообщениям из Аресибо, но содержала намного больше информации: например, по астрономии, биологии и географии, а также короткие приветственные послания разных жителей. Расчётное время доставки сообщений — от 30 до 70 лет, в зависимости от расстояния до звёзд. Остаётся только ждать.

Но помимо радиосообщений, человечество решило передать что-то более вещественное. Поэтому когда в 1972 году НАСА запустил аппарат «Пионер-10», а в 1974 году — «Пионер-11», для изучения Юпитера и Сатурна, к ним решили прикрепить специальные пластинки из анодированного алюминия с посланиями. Выглядело это примерно так:

Карл Саган

Карл Саган со своим творением в руках

Кроме очевидных изображений мужчины и женщины на фоне аппарата, на ней также были показаны:

• состояния атома водорода — причём расстояние между ядрами равнялось 21 см (длина волны универсального радиосигнала для общения). И это же число является масштабной линейкой для нахождения других линейных величин на пластинке.

• расположение планет Солнечной системы с маршрутом «Пионера»;

• хитрая карта, которая позволяет вычислить расположение Земли и время запуска. Правда, большая часть обычных ученых, которая критиковала послание, не смогла этого сделать :)

Сейчас аппарат «Пионер-10» продолжает двигаться в сторону Альдебарана, и если с ним ничего не случится, то эти послания попадут к звезде примерно через 2 млн лет.

Граммофонная пластинка, которую покрыли золотом

Граммофонная пластинка, которую покрыли золотом и инструкция

В 1977 году НАСА запустило знаменитые «Вояджеры». Для послания изготовили граммофонную пластинку, которую покрыли золотом, чтобы предотвратить эрозию под воздействием космической пыли.

На пластинку записали:

• приветствия на 55 языках, в том числе на древних шумерском, хеттском и арамейском;
  • 27 музыкальных произведений, включая этническую музыку разных народов, классику (Бетховен, Моцарт, Бах, Стравинский), джаз в исполнении Луи Армстронга и зажигательный рок-н-ролл Чака Берри;
  • набор разных звуков, таких как человеческие голоса, шаги, журчание воды, смех ребёнка и так далее;
  • 116 изображений, которые закодированы на звуковых дорожках. По сути, создатели превратили пластинку в своеобразную дискету с аудио и фотоматериалами

На текущий момент «Вояджеры» уже давно покинули пределы Солнечной системы. Но, как ни странно, с ними до сих пор есть связь — например, в ноябре 2017 года двигатели «Вояджера-1» были успешно запущены после 37 лет простоя. Это нужно было сделать для корректировки ориентации антенны на Землю. Ожидается, что связь с ним пропадёт только к 2030 году

SETI — Поиск внеземного разума

Всё началось в 1959 году, когда в старейшем научно-популярном журнале Nature вышла статья астрофизиков Джузеппе Коккони и Филиппа Морриса. Авторы предположили, что радиотехнологии дают человечеству возможность и принимать, и передавать сообщения, которые может расшифровать достаточно развитая цивилизация. При этом радиоволны распространяются со скоростью света, а это максимальная скорость, что позволяет компенсировать огромные расстояния. Но на какой частоте должна вестись передача мощными радиотелескопами?

Была предложена частота 1420 МГц, потому что она эквивалентна длине волны света 21 см, которую излучает атом водорода при переходе из возбуждённого в стабильное состояние. А так как водород — самый распространённый элемент во Вселенной (более половины массы межзвёздного вещества), то и шансы на успех несколько повышаются. Астрономы даже называют частоту 1420 МГц радиолинией нейтрального водорода, и выбрали ее как универсальную величину для поиска внеземных цивилизаций.

С тех пор во всём мире проделана огромнейшая работа астрономов по поиску признаков внеземной жизни.

Wow

Какую-то надежду научный мир испытал 15 августа 1977 года, когда местный радиотелескоп «Большое ухо» в Огайо зафиксировал сильный радиосигнал на рабочей частоте 1420 МГц, зарезервированной в радиодиапазоне США. То есть это не мог быть какой-то земной объект.

Ширина сигнала составляла не более 10 кГц и длилась порядка 72 секунд. Дело в том, что телескоп был статичным, и сканировал пространство за счёт вращения Земли. С учётом угловой скорости этого вращения и ограниченной ширины зоны приёма антенны определённая точка небосвода могла наблюдаться в течение как раз 72 секунд. Предполагаемое направление — созвездие Стрельца.

Однако дальнейшие попытки обнаружить ещё раз этот сигнал, который вся мировая пресса назвала «Wow!», не увенчались успехом. Ни на следующий день, ни на протяжении ещё 2-х десятилетий. Что это было, до сих пор остаётся загадкой. Предполагают, что это след кометы 266P/Christensen. Однако тогда бы сигнал всё равно пеленговали бы на следующий день, с небольшим смещением. Так что вопрос остаётся открытым.

Обведённый код 6EQUJ5 описывает изменение интенсивности принятого сигнала во времени. Рядом приписка оператора «Wow!», которая послужила названием для исторического события.

Кстати, в СССР тоже старались не отставать от западных коллег. И в 1966 году появилась «Специальная астрофизическая обсерватория», которая должна была заниматься фундаментальными исследованиями космоса. В частности, поиском сигналов от внеземных цивилизаций. Для этого в 1974 году завершили строительство самого большого радиотелескопа в мире — РАТАН-600, с диаметром кольцевой антенны 576 метров. Однако даже на этом уникальном аппарате зафиксировать инопланетных сигналов не удалось.

Самый большой радиотелескоп в мире — РАТАН-600

Крупнейший в мире радиотелескоп РАТАН-600, расположенный возле станицы Зеленчукской, в Карачаево-Черкесии

Парадокс Ферми

Шёл 1950 год, и жарким летом в кафетерии Лос-Аламосской лаборатории, в которой до этого разработали атомную бомбу, собрались трое учёных: Эдвард Теллер, Эмиль Конопински и Герберт Йорк. В какой-то момент к ним подсел один странноватого вида человек, по совместительству Нобелевский лауреат по имени Энрико Ферми. За столом начался спор по поводу того, есть ли жизнь во Вселенной, кроме нашей. Поначалу шутливый разговор стал затем более серьёзным.

Энрико Ферми в итоге сформулировал своё высказывание. Парадокс можно сформулировать так. С одной стороны, выдвигаются многочисленные и хорошо обоснованные аргументы за то, что во Вселенной должно существовать значительное количество технологически развитых цивилизаций. С другой стороны, отсутствуют какие-либо наблюдения, которые бы это подтверждали. Ситуация является парадоксальной и приводит к выводу, что или наше понимание природы, или наши наблюдения неполны и ошибочны. Как сказал Энрико Ферми: «Ну и где они в таком случае?».

Несмотря на огромные усилия учёных всего мира не удалось обнаружить не только сигналы разумной жизни, но даже любой жизни на молекулярном уровне. Вселенная молчит. Неужели мы одни в Космосе?

В племени Тораджа сохранился странный обычай

Красота птичьих самцов

Утка-мандаринка - представитель семейства утиных

Птицы - динозавры нашего времени

Искусство говорить комплименты

Повесть о любви. Звуковая открытка

Как достичь гармонии в отношениях?

Интернет-этикет

Реально зарегистрированный разговор

Пёсик из Китая стал звездой Интернета

Слова, которые вы не хотели бы услышать, находясь на операционном столе

Игорь Маменко - Дух земли

МИНИ ВИДЕО

Мини-видео. Так происходит цепная реакция

Мини-видео. Пан спортсмен

Мини-видео. А за это что, бьют?!

Мини-видео. Развлечения у собак. Как дети

Движение галактики Млечный путь

Новая экзопланета HD 189733b

Галактика NGC 2775

Звезда Стивенсон 2-18 по объёму в 10 миллиардов раз больше Солнца

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Полезный совет. Как очистить сетку вентилятора?

Держатель для телефона в автомобиль своими руками.

Если лень мыть сковородку от масла

Как втсавить пакет в мусорное ведро?